Зарья (daria_zarina) wrote,
Зарья
daria_zarina

японская посуда в Эрмитаже

но вообще-то сейчас вовсе не немецкая волна идет. это так, только наметилось
сейчас катит Япония. мощный у Дашечки запрос, вот и поперло еще б денег на поездку подсыпало

с Риком сокрушалась, что пропустила эти выставки, а они в тот момент еще не открылись, хехе


"Керамика Раку: космос в чайной чашке"
знаменитая дзенская школа керамики для чайной церемонии, ведущая свою историю с конца 16 века
впечатляет..
от оно - тру и ориджинал ваби, от корней, неуловимая цель моя

размер каждой неожиданно большой - примерно с современную плошку для супа
бо использовались для чайной церемонии старого типа - когда чай ступкой растирают прямо в чаше в порошок и заливают кипятком для получения зеленой жижи (когда-то Надя привозила такоэ из самого восходящего солнца, дико вкусно и очень полезно, и хочу еще), пьют по очереди, по глотку, передавая чашу по кругу


фотки не мои - на открытие не попала, а после оного на временных выставках снимать нельзя
да всерно они ни черта не передают, на видео получше видно
две штуки Танины (тут побольше) и одна с сайта Эрмитажа


Китидзаэмон "Качаясь на дождевых тучах"


"Образы прошлого" 16-ый век


Оставшийся снег" 17-ый век


выставка целиком привозная. в основном из музея семьи Раку
так что когда еще? - моге и никогда. надо успевать
сама думаю второй раз пойти, без спешки взмедитнуть. глядишь, на каталог разжаблюсь

а еще ходила на открытую лекцию 15 патриарха этого самого дома Раку - Китидзаэмона Раку
"Вселенная в чайной чаше - философия и эстетика чайных чаш раку"
пятнадцать поколений подряд (пятнадцать, Карл!), от основателя династии - великого Тёдзиро, делают чашечки
и каждый осмысляет современность и традицию на собственный лад

например, чайная комната нынешнего главы дома - Китидзаэмона (собственно, лектора) сделана из бетона и вызывает ощущение тюрьмы
при этом по духу является прямой наследницей убогой предельно простой глиняной чайной комнаты великого Рикю (для которого Тёдзиро и лепил) - классика, изобретшего ваби! изменившего всю философию церемонии и поившего правителей своего времени

при этом никакой вербальной передачи традиции не происходит
вообще
ни слова, даже рецепт глазури каждый мучительно изобретает для себя сам
а все чтоб не ограничивать творческую свободу ребенка, не зажимать его в рамки своих, пусть даже самых простых и правильных рецептов (взять на заметку!!!)

просто дети растут в этом доме, в центре Киото (пишут, сын необязательно родной - о, как)
в котором семья живет и работает каких-то 480 лет подряд
и каждый день молча наблюдают работу отца (попробуй не наблюдать, старшему же становиться следующим патриархом)
а отец лепит из глины, которую собрал еще его прапрапрадедушка и сложил на заднем дворе, и пока не закончилась
а кучу черных камней для глазури дополняют постоянно новыми находками. но если покопаться, на дне кучи еще прапрапрапрадедушкино
а вывеску на тряпке им как написал каллиграф в 17 веке, так и не меняют - сплошная экономия
семейный алтарь с предками. помрешь - знаешь куда тебе табличку поставят, и какую
садику во дворике столько же лет. дрожат за свои мхи, свои деревья
работы предков, одного за одним - вот они, легендарные, в семейном музее под боком (национальное достояние Японии и юнески)
запредельная мечта, запредельная



без китайцев, как обычно, не обошлось
"нулевой патриарх" дома Раку - отец основателя династии Тёдзиро - был китаец, керамист, приехавший в Японию в 16-м веке шабашить на редкой, а потому ценной и дорогой, цветной керамике передавать школу, одну из знаменитых китайских керамических школ
а куда без них, если Китай - родина фарфора, классик и законодатель, и исток почти всего японского
пусть и основательно на островах переосмысленного



вопсчем, мощно дядька на меня повлиял
никак не отойду, да и не хочу отходить

убирать, еще убирать, и еще убирать
медитировать
и осанка!
и не знать, куда все пойдет дальше

работы Китидзаэмона есть на выставке, как и работы его сына, и их 15-ти предков, включая отца-основателя Тёдзиро



раку настолько круто, что четверговое открытие выставки чайничков для сэнтя - "Сосуд вечной радости"
на которое мне подарили приглашение, позволившее пройти бесплатно и, главное, проскочить инфернальные очереди
воспринималась как милое заодно. хоть по справедливости-то ровно наоброт
мы с Таней даже опоздали на Пиотровского, генерального консула Японии и торжественные речи, о чем сейчас жалею и стыдно. застали только хвост телевидения

реальный размер чайничков тоже разошелся с ожиданиями - крошечные, иные 2-3 сантиметра
таких в чашку раку можно с десяток насыпать
а все потому, что способ заваривания чая другой - листовой, уже привычная нам задро чайная церемония
чайники такого размера и почти такого дизайна есть у многих моих друзей задро чайных мастеров и любителей


дарумчик - снеговичок, мимими

выставка вся из собрания Эрмитажа, но экспонируются впервые (зачем впервые? такая красота!)
притом, что коллекция чайничков - одна из крупнейших в мире
на открытии можно снимать, чем я и воспользовалась - сняла все (больше 100 предметов!)



второй мой любимчик
масштаб не передать - крошечный - в лисе, дай Бог, 15 мм



имитация металла
кролики мимими









имитация лака





































настоящее железо, не имитация

















исин, куда без него














Огава Кадзумаса (1860-1929)
Девушка с книгой и Чайный дом в саду Сатакэ в Мукодзима, Токио
бумага: фотография, альбуминовая печать, раскраска (прим. 1880-90)






























всегда думала, этот стиль - чисто наше уродское ноу-хау. но нет - классика


















Андо Хиросигэ (1797-1858)
Станция Окабэ. Гора Уцунояма
Станция Сканосита. Вид на гору Фудэцутэ
Станция Синагава. Акулья отмель утром

по ощущению на австралийку чем-то похоже. если меня еще читают те, кто знает, о чем речь







































и всенепременная икебана


и уж совсем заодно заскочили на культовую Заху Хадид
не мое, никак не мое. хоть и круто
разве Черный квадрат глянула, он там в качестве особо повлиявшего

спасибо драгоценным снобам, на все наведшим и везде вписавшим!
как же я заколебалась делать этот пост, кто б знал. и кто б мне сказал, зачем оно мне. а впереди еще бусины..
Tags: Питер, Чай, Япония, дарума, даша рекомендуе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments